История
Lada 2101
19 апреля 1970 года с конвейера завода сошла первая малолитражка. За основу ВАЗ 2101 был взят Fiat-124 1966 модельного года. По сути, первые «копейки» были практически итальянскими машинами, т.к. технические характеристики этого авто и Fiat-124 мало чем отличались друг от друга: двигатель объемом 1,2 литра и начального уровня отделка салона. Разницы между автомобилями не было практически никакой. В дальнейшем конструкция была доработана с учётом советских условий — увеличен дорожный просвет, усилены подвеска и кузов, задние дисковые тормоза заменены на барабанные как более стойкие к загрязнению и долговечные, добавлен «кривой стартер» (рукоятка завода двигателя). Снаружи появилось наружное зеркало заднего вида (слева), ручки дверей стали утопленными. Была изменена конструкция двигателя — распредвал перенесён в головку, увеличено расстояние между цилиндрами (чтобы можно было наращивать их диаметр). Масса автомобиля увеличилась на 90 кг. Всего было сделано более 800 изменений, как итальянской, так и советской сторонами.
С 1970 по 1986 годы на заводе было собрано около трех миллионов автомобилей ВАЗ 2101. Спустя 19 лет с момента схода автомобиля с конвейера, первый товарный экземпляр занял почетное место в музее АвтоВАЗа.
Базовый автомобиль оснащался 4-цилиндровым 1,2-литровым 64-сильным карбюраторным мотором. С 1974 г. выпускалась версия 21011 с 69-сильным мотором и измененным дизайном. Позже в свет вышла версия 21013 в кузове 21011 с 1,2-литровым двигателем. Были также модификации 21018 и 21019 с роторными моторами и 21012 с правым рулем.
В 2000 г. по результатам опроса почти 80 тысяч автолюбителей из России и стран СНГ, проведенного журналом "За рулем", модель 2101 была признана "Лучшим российским автомобилем столетия".