Tatra (Татра) - один из старейших автомобильных заводов мира, выпускающий не только легковые, но и грузовые автомобили, электро- и тепловозы, а также оборудование для машиностроения. Производство легковых автомобилей в настоящее время приостановлено.
История чешского производителя началась в июне 1850 года, когда ремесленник Игнац Шустала открыл небольшую мастерскую по производству бричек. Спустя некоторое время он занялся выпуском сложных карет с различными типами кузова. В 1853 году был возведен первый фабричный корпус. А в 1858 году появилась компания Sustala & Co, которая на тот момент была практически единственным производителем карет, а потому не знала конкуренции. Позднее был построен корпус, на котором планировалось производство железнодорожных вагонов, что было обусловлено началом строительства железной дороги Студенка – Штрамбер. В 1882 году с конвейера компании Sustala & Co сошли первые 15 экземпляров вагонов.
Затем барон Теодор фон Либинг, который являлся страстным пропагандистом автомобилизации, предложил идею выпуска безлошадного экипажа. Именно он в 1897 году посоветовал Карлу Бенцу продать один из своих новейших двухцилиндровых двигателей мощностью 7 л.с., которым и оснастили первый легковой автомобиль под названием Presedent. Но, несмотря на возраставшую популярность автомобилей, основной продукцией компании Sustala & Co на рубеже веков все же оставались вагоны, экспортировавшиеся во многие страны мира.
Впоследствии популярность автомобилей Копрживницкого завода, выпускающего безлошадные экипажи, с каждым годом только увеличивалась. В 1898 году был построен первый грузовой автомобиль грузоподъемностью 2,5 тонны. Он был оснащен двумя двигателями Бенца, расположенными под грузовой платформой.
В 1920 году завод был полностью переориентирован на выпуск легковых и грузовых машин. В этом же году появилась новая торговая марка Tatra.
В начале 20-х годов в компанию пришел молодой талантливый конструктор Ганс Ледвинки, после чего наступил перелом в концепции копрживницких автомобилей. В 1923 году Ледвинки разработал и построил небольшой легковой автомобиль под названием Tatra 11. Модель оснащалась 2-цилиндровым оппозитным двигателем воздушного охлаждения, прикрепленным к фланцам рамы в виде трубы с раскачивающимися полуосями. По такому же принципу крепилась трансмиссия и задний мост. Почти 80 лет все модели марки проектируются и выпускаются именно по этой схеме. Tatra 11 стала прототипом для многих автомобилей марки. На одном из них в 1925 году гонщики из Чехии выиграли гонку «Targo Florio».
В начале 30-х годов компания выпускает автомобили высшего класса T 70 и Т 80 с водяной системой охлаждения. В 1934 году дебютировала модель Т 77, которая представляла собой лимузин высшего класса с аэродинамическим кузовом и мощным V-образным 8-цилиндровым двигателем воздушного охлаждения, расположенным за задней осью. В 1938 году на смену T 77 пришла новая модель T 87, отличающаяся более комфортабельным кузовом и более мощным мотором. Этот автомобиль продержался на конвейере почти 20 лет и был заменен моделью Т 603.
История семейства заднемоторных легковых автомобилей завершилась в конце 90-х годов выпуском люксового лимузина Т700, получившего название «Чешский Rolls-Royce». Дизайнеры компании не стали менять стиль кузова, заложенный еще при проектировании предыдущей серии 613. Так, фото передают строгость и элегантность модели, а характерной особенностью T700 являются сдвоенные круглые фары и три боковых окна. Решение о сворачивании производства легковых автомобилей не было вызвано кризисом. Просто своей основной сферой деятельности компания считает производство большегрузных автомобилей.
Именно в период производства грузовых автомобилей компания достигла пика своей популярности. История грузовых автомобилей началась еще в 30-е годы, когда появились семейства Т 72, Т 82 и Т 92, построенные по типичной для компании схеме с центральной трубой, выполняющей роль рамы, и независимой подвеской колес. Эти модели послужили базой для нескольких десятков модификаций и версий различного назначения, выпущенных в дальнейшем.
В 1942 году по проекту Ганса Ледвинки было начато производство грузового автомобиля Т 111, который стал первым грузовиком, оснащенным дизельным двигателем воздушного охлаждения и колесной формулой 6х6. По признанию экспертов, это был лучший автомобиль из всех существовавших на тот момент. К концу 50-х годов ему на смену пришел грузовик Tatra 137/138 с аэродинамической кабиной выдающегося дизайнера Э. Коваржа. В 1970 году стартует выпуск Tatra 148.
В 1967 году в Копрживнице приступили к выпуску 4-осного грузовика Т 813 KOLOS, который представлял собой мощный автомобиль 8х8 бескапотной компоновки. Пришедший ему на смену модельный ряд Т 815 в 1983 году, а позже – Т 815-2 – составляет в настоящее время основу производственной программы компании.
В последние годы компания освоила выпуск автомобилей двух новых семейств – бескапотных TERRNo1, как продолжение версии 815-2, и капотного автомобиля T 163-3.
На сегодняшний день Татра входит в список наиболее крупных автозаводов в Чехии. 25% выпущенной продукции предприятие отправляет на импорт, а остальную часть — на экспорт.
За долгие годы эксплуатации в России грузовики чешского завода получили массу положительных отзывов. Относительно простая, надежная и в своем роде уникальная конструкция полноприводных самосвалов и тягачей Татра обеспечивает высокую эффективность их эксплуатации в условиях бездорожья и сурового климата.
В каталоге содержится подробное описание и технические характеристики моделей Tatra. В случае, если Вам требуется помощь в выборе модели, Вы можете зарегистрироваться в автомобильном клубе и создать свою тему для обсуждения, чтобы ознакомиться с мнением других участников форума.