SEAT (Сеат) — испанская автомобилестроительная компания, входящая в состав концерна Volkswagen. На сегодняшний день большинство моделей марки имеют выраженный спортивный характер.
История компании SEAT началась в 1950 году, когда в Испании на 1 000 человек приходилось всего лишь 3 автомобиля. Страну необходимо было моторизировать. Так, по инициативе испанского правительства, 9 мая 1950 года была официально образована компания SEAT с уставным капиталом в размере 600 000 000 песо. Учредителями стали: Национальный Институт промышленности (51% акций), 6 банков (42% акций), а также всемирно известный итальянский концерн FIAT, владевший 7-процентной долей в испанской фирме и предоставивший лицензию на производство автомобилей. Первые заводские мощности компании построили в свободной экономической зоне Барселоны.
В 1953 году был выпущен первый автомобиль марки, который представлял собой точную копию модели FIAT 1400. Автомобиль снискал большой успех у покупателей. Ежедневно завод в Барселоне собирал по 5 единиц SEAT 1400. Уже в 1954 году объем производства модели достиг 3-тысячной отметки. А к 1956 году, когда в день собиралось 42 автомобиля, объем выпуска 1400-й модели достиг 10 000 единиц. Стоит отметить, что до 1980 года все модели СЕАТ были абсолютными аналогами автомобилей марки Fiat.
В 1957 году началось производство 600-й модели, которая стала невероятно популярной и выпускалась вплоть до 1973 года. Автомобиль оборудовался четырьмя моторами мощностью от 19 до 28 л.с. и, будучи доступным по цене, сыграл большую роль в автомобилизации Испании.
В 1960 году с конвейера сошел 100-тысячный автомобиль марки. Таким высоким результатом могла похвастаться далеко не каждая европейская компания, занимавшаяся производством автомобилей на серьезном уровне.
В конце 1963 года 1400-я модель была заменена на 1500-ю с 1,5-литровым мотором. А в 1965 году компания начала экспортную деятельность, продав 1-ю партию автомобилей в Колумбию.
В 1966 году на автосалоне в Барселоне автопроизводитель представил модель 850, которая представляла собой модернизированную версию 600-й модели. В 1969 году компания разработала топовую версию 850-й модели под названием Especial с крупным бампером и более мощным мотором.
С 1968 года начался выпуск 124-й модели, объем производства которой достиг показателя в 200 000 автомобилей в год. Автомобиль выпускали до 1980 года. В топовом варианте модель оборудовалась 114-сильным мотором. Базовые модификации с двигателем 1,2 л могли разгоняться до 140 км/ч.
В 1970 году состоялась премьера 124-й модели в кузове купе. Тогда же были выпущены модели 1600 и 1800, оснащенные дизельными двигателями. Объем экспорта по сравнению с 1965 годом вырос в 10 раз и составил более 15 000 машин. В том же 1970 году началась спортивная история компании. При заводе был организован Департамент специальных автомобилей, который со временем вырос в отделение SEAT Sport. А в следующем году производитель вышел в лидеры испанской автомобильной промышленности.
1972 год ознаменовался выпуском первого спортивного автомобиля, который принял участие в раллийном чемпионате. В 1974 году завод компании выпустил 2-миллионный автомобиль, а объем продаж позволил испанской компании занять 8-ю строчку в десятке крупнейших европейских автопроизводителей. Еще год спустя начнут свою работу строящиеся в Мартореле заводской и складской комплексы, что поможет автопроизводителю укрепить свои позиции.
В 1976 году появилась практичная модель Сеат 128 с привлекательным дизайном и динамичным поведением. В конце 70-х компания представила модель Ritmo, определившую облик автомобилей марки в 80-х годах. Вышедший в начале 80-х на мировые рынки под именем Ronda, автомобиль сумел снискать большую популярность, в первую очередь, благодаря низкой стоимости.
В 1980 году концерн FIAT отказывается увеличить свой капитал в SEAT и прекращает 30-летнее сотрудничество с испанской компанией. Но уже в 1982 году SEAT подписал соглашение о сотрудничестве с концерном Volkswagen. В 1986 году немецкий партнер приобрел 51% акций испанской компании, а в 1990 году стал ее полноправным владельцем. После подписания договора о сотрудничестве на заводе Сеат было открыто производство ряда моделей Audi и Volkswagen.
В 1984 году с конвейера сошел новый компактный хэтчбек Ibiza, разработка которого велась в сотрудничестве со знаменитым дизайнером Джоржетто Джуджаро и специалистами Porsche. Автомобиль выпускали в 3- и 5-дверном вариантах. Модель Ibiza объединяет в себе прогрессивные технологии с наивысшим качеством, яркий эмоциональный дизайн и впечатляющие технические характеристики. Чуть позже в семействе модели появился седан Cordoba, а в 1996 году было создано купе Ibiza.
В 1985 году началось производство модели Malaga, созданной на базе автомобиля Ronda. Новинка отличалась вместительным багажным отделением и позиционировалась как удобный семейный автомобиль. В середине 80-х она стала одной из самых востребованных в модельном ряду испанского автопроизводителя.
С 1986 года испанцы начали выпуск 3-дверного хэтчбека под названием Marbella, во многом аналогичного FIAT Panda первого поколения. Доработку этой модели осуществляли специалисты Italdesign. Автомобиль выпускали вплоть до 1998 года, затем на смену ему пришла модель Arosa.
В 1989 году во Франкфурте дебютирует автомобиль Proto T. Вскоре дебютировала и модель Proto TL. В тот же период времени началось строительство нового завода в городе Марторель.
В 1991 году начался выпуск модели Toledo, которая представляла собой 5-дверный хэтчбек, схожий по своей конструкции с Volkswagen Golf второго поколения.
В 1993 году состоялось торжественное открытие нового завода в Марторелле, мощности которого позволяли выпускать 200 автомобилей в день. Через год компания выпустила 10-миллионное авто, а затем, по итогам продаж (50 000 единиц в год), стала крупнейшим автопроизводителем на рынке Испании.
В 1995 году на автосалоне во Франкфурте компания представила свой первый минивэн под названием Alhambra, унифицированный с Volkswagen Sharan. 2-е поколение модели Alhambra вышло в 2000 году.
Сошедший с конвейера в 1997 году автомобиль Cordoba Vario становится 11-миллионным автомобилем компании. Благодаря деятельности уникального технического центра, который располагает различными лабораториями и компьютерными системами CAD/CAM/CAE, производство автомобилей за последние два года выросло более чем в два раза – с 5 до 11 различных моделей.
В 1999 году публике были представлены рестайлинговые версии автомобилей Iziba и Cordoba, а также совершенно новая модель Leon, ставшая первым полноприводным автомобилем, выпущенным испанским производителем. Модификация Leon Cupra — самый мощный автомобиль компании, оснащается 2,8-литровым мотором V6 мощностью 204 л. с. и системой полного привода. Максимальная скорость автомобиля составляет 235 км/ч.
В начале века автопроизводитель выбрал новый курс развития, ориентированный на выпуск качественных автомобилей с ярким дизайном и высокими динамическими показателями. Своеобразным символом новых стандартов стала концептуальная модель Salsa, созданная в Техническом Центре SEAT и представленная в 2000 году на автосалоне в Женеве.
В 2004 году в свет вышла быстро набравшая популярность модель Altea, которая обеспечила рост продаж компании на рынках Германии и Великобритании. Фото и подробное описание модели представлены в каталоге на сайте Auto.dmir.ru.
Также в 2004 году модель Ibiza отметила свой 20-летний юбилей. К этому моменту объем ее производства достиг отметки в 3,3 млн единиц. Линейка Ibiza обогатилась двумя новыми модификациями: FR и Cupra, оборудованной 160-сильным дизельным мотором.
В 2006 году модельный ряд компании пополнился новым семейным автомобилем Altea XL, предназначенным для семей, которым, прежде всего, нужно внутреннее пространство и вместительность багажника наряду с самым высоким уровнем безопасности.
В 2008 году в семействе Ibiza появилась версия спорткупе. Также компания представила оригинальную версию Bocanegra, продажи которой начались в 2009 году. Модель оснащается двумя моторами мощностью 150 и 180 л.с. Топовая версия «заряженного» хэтчбека способна разогнаться до 225 км/ч.
В 2009 году, несмотря на сложности, вызванные спадом рынка, компания продолжила развитие модельного ряда. Особого внимания заслуживает версия хэтчбека Leon Cupra R с 2,0-литровым 265-сильным двигателем.
Сегодня компания развивается в двух направлениях: спортивном и «повседневном», предлагая широкое разнообразие моделей поклонникам испанской автомобильной промышленности.
Среди достоинств испанских авто, которые часто упоминаются в отзывах о марке, стоит отметить надежность, практичность, а также высокий уровень безопасности. Свой отзыв о модели Вы можете оставить в клубе марки SEAT.