autodmir.ru новости и обзоры все интервьюТехосмотр и ОСАГО на новый лад

 Новости

Опросы

Как часто Вы играете в компьютерные игры?

все опросы

 Интервью

Техосмотр и ОСАГО на новый лад

 
Опубликовать:
 
Купить элитную квартиру в Москве
Никита Ситников
Никита Ситников
Начальник сектора по работе с партнерами Управления розничного страхования ОСАО "Ресо-Гарантия"
19 января 2012 г.
Новый 2012 год начался с сумятицы среди автомобилистов. Новые правила, принятые накануне новогодних праздников, запутали всех. О том, как теперь получать полис ОСАГО и проходить ТО, мы узнавали у Никиты Ситникова.
Бойко. С января у нас изменились правила получения полиса ОСАГО и прохождения ТО. Теперь не штрафуют за то, что ты ездишь без техосмотра, но по-прежнему штрафуют за отсутствие ОСАГО. Все изменения вносились настолько сумбурно, что наши читатели до сих пор не понимают, что же произошло...
Ситников. Я думаю, что сначала надо рассказать о системе техосмотра. Изначально этим занимались пункты технического осмотра, которые или принадлежали ГИБДД, или, являясь коммерческими организациями, работали на основании договора с МВД. При этом на каждом из этих пунктов присутствовал инспектор ГИБДД, который и выдавал талон техосмотра. Теперь возможность организовывать пункты техосмотра есть у всех (в том числе и у тех дилерских центров и сервисов, которые занимаются ремонтом автомобилей), а обязанность по их аккредитации и контролю деятельности лежит на Российском Союзе Автостраховщиков.
Каковы были реальные мотивы передачи данной функции именно РСА, мне сказать сложно. Но, судя по тому, что один из наших главных конкурентов к 1 января уже создал сеть пунктов техосмотра, получил под них бланки талонов, и теперь агенты этой страховой компании продают клиентам полис ОСАГО вместе с талоном техосмотра, но без обязательного прохождения инструментального контроля, система эта разрабатывалась если и не под него, то с его участием.
Как бы там ни было, с 1 января страховые компании не могут продать ОСАГО, если до окончания действия талона ТО осталось меньше полугода. При том, что законодательно у нас, страховщиков, нет никаких санкций отказать в выплате, если у человека нет талона. Единственное, что мы можем сделать, – это предъявить претензию к пункту техосмотра за некачественно проведенный ТО, но последнее практически недоказуемо.
Бойко. То есть вам эти нововведения на самом деле не выгодны?
Ситников. Передать страховщикам контроль технического состояния автомобилей и увязать это с техосмотром – идея вполне логичная, поскольку страховщики несут ответственность за ДТП на дороге в части выплаты по ОСАГО. Но одновременно с этим надо было разрешить нам, например, выплатив возмещение пострадавшему, предъявить регрессный иск на эту сумму к виновнику ДТП, если у того нет ТО. Но почему-то реализована эта конструкция была довольно странно. Подавляющее большинство нормативных правовых актов было принято только в декабре прошлого года. И в то время, когда и нам, и пунктам техосмотра надо было адаптироваться к новому порядку, все находились в подвешенном состоянии. Никто не готов был говорить о каких-то конкретных шагах. Например, форма нового бланка талона техосмотра была утверждена только во второй половине декабря. Понятно, что напечатать несколько миллионов талонов и распространить их по всей России за десять дней нереально. В итоге было принято решение об использовании в I квартале 2012 года талонов старого образца. Но, насколько мне известно, в регионах и сейчас талонов не хватает. Даже предельную цену техосмотра утвердили только в последних числах декабря. При этом ее утвердили только на I квартал, она осталась той же, что и раньше, за вычетом госпошлины (было 690 рублей за услуги + 300 рублей госпошлина).
Какой будет предельная стоимость техосмотра с 1 апреля, тоже пока непонятно. Но, по словам представителей пунктов техосмотра, обсуждается цифра в 500 рублей, хотя большинство ПТО платят аренду, оплачивают бланки талонов ТО и несут иные расходы.
Техосмотр и ОСАГО на новый лад
Мы же, отправляя потенциального клиента за талончиком ТО, рискуем его потерять, если в пунктах техосмотра или рядом с ними разместятся недобросовестные страховые компании или брокеры, которые в нарушение законодательства будут предоставлять необоснованные скидки. Такое уже бывало не раз. Есть также риск того, что клиент купит полис в компании, которая не станет проверять талон ТО для продажи ОСАГО. В таком случае шанс, что уехавший клиент вернется к нам, – минимальный.
Бойко. Ну да, он уедет на техосмотр и застрахуется там.
Ситников. Совершенно верно. К сожалению, не все клиенты осознанно подходят к вопросу страхования, и многие ориентируются исключительно на стоимость полиса. Излишне говорить, что компании, предоставляющие не установленные законодательством скидки, не особо устойчивы в финансовом плане.
Бойко. Но назвать прежнюю ситуацию с ТО даже удовлетворительной не получается.
Ситников. Да, по неофициальной статистике до 80% талонов были покупные. При этом был еще и определенный процент "обязательных" отказов, и это очень напоминает "палочную" систему, когда инспектору надо выписать определенное количество штрафов за месяц. А так как у нас большинство талонов покупные, определенное количество тех, кто проходил техосмотр честно, надо было "заворачивать".
Бойко. Странная ситуация получается. Раньше люди покупали талоны, чтобы сэкономить свое время. Но и теперь, судя по опросу у нас на сайте, не отказались от этой идеи.
Ситников. Честно говоря, я не очень понимаю, что сейчас может мотивировать честно проходить техосмотр. Тем более, что на сегодняшний день неизвестно, как РСА будет бороться с данной практикой. Видеофиксацию отменили, представители ГИБДД на коммерческих пунктах больше не сидят. Правила аккредитации пунктов техосмотра написаны очень либерально. И, с одной стороны, это правильно, потому что создание ПТО и его функционирование должно проходить максимально оперативно и безболезненно. Но с другой – подобный подход может стать причиной появления фиктивных пунктов техосмотра, которые существуют только на бумаге и просто торгуют талонами.
Бойко. В чем смысл-то тогда?
Ситников. Техосмотр был одной из самой коррупционных сфер госуслуг. И, очевидно, что с этой ситуацией надо было бороться. В итоге техосмотр было решено забрать у ГИБДД. Но, как уже говорил ранее, мы получили новую, но сырую систему.
Есть опасность появления фиктивных ПТО, велика вероятность появления поддельных талонов, особенно в свете того, что у нового бланка снижена степень защиты. У нас, страховщиков, нет полномочий проверять подлинность талона. Могут появиться фальшивые полисы ОСАГО...
Многие выступают за то, чтобы отменить техосмотр. Но в стране, автопарк которой на 50% состоит из машин старше 10 лет, это вряд ли целесообразно.
Техосмотр и ОСАГО на новый лад
Бойко. Я смотрю, перспектив развития этой ситуации довольно много, но они все не самые радужные… Впрочем, жить нам всем пока придется по новым правилам, так что давай остановимся на этом подробнее... Если у человека полис ОСАГО заканчивается меньше, чем за полгода до окончания талона ТО, что он будет делать?
Ситников. Когда он придет покупать полис ОСАГО, его попросят сначала пройти техосмотр.
Бойко. А если разница составит больше 6 месяцев?
Ситников. Тогда страховая компания просто продаст полис ОСАГО. Но этот момент один раз синхронизируется – и все. По идее, нам надо пережить год-полтора. Но что будет за это время, мне сложно предсказать.
Бойко. А если человек придет покупать ОСАГО в страховую сейчас, даже если полис и ТО у него закончатся нескоро?
Ситников. Ответ на этот вопрос неоднозначный. Согласно ст. 32 Федерального закона "О техосмотре", если техосмотр должен был быть пройден в 2011 году, то он продлевается до момента окончания полиса ОСАГО. То есть надо было озаботиться этим вопросом в прошлом году и заключить договор до 31 декабря 2011 года по старым правилам, чтобы до конца декабря нынешнего 2012 года у тебя все действовало.
Бойко. А сейчас уже поздно?
Ситников. Наши конкуренты делают так: если у человека ОСАГО заканчивается в 2012 году, ему оформляется полис 31-ым декабря 2011, но сроком действия – с даты окончания предыдущего полиса в 2012 году. Есть дата выдачи, а есть срок действия. И дата выдачи – это, по сути, дата заключения договора. Договор заключен в 2011 году, все хорошо. Но, по сути, это тоже нарушение.
Мы работаем в соответствии с законодательством, и, чтобы клиенты не путались, сделали наглядную таблицу.
Техосмотр и ОСАГО на новый лад
Бойко. Поняла. Следующая зарисовка из жизни: человек приходит в компанию покупать ОСАГО, а его отправляют на ТО. Страховщик сам запишет клиента в ПТО или?..
Ситников. Мы озаботились этим вопросом еще осенью. В частности, провели переговоры с большинством пунктов техосмотра как в Москве, так и регионах на предмет организации сотрудничества. Не могу сказать, что все принимали нас с радостью, но на сегодняшний день в Москве сложились отношения с несколькими пунктами техосмотра, куда мы направляем наших клиентов по записи, избавляя их от очередей и потери времени, что, впрочем, не гарантирует 100% прохождения техосмотра.
Бойко. А списки пунктов есть?
Ситников. Да, на сайте РСА есть список всех ПТО.
Бойко. Изменился и список документов, необходимых для прохождения техосмотра. Теперь автовладельцу при себе надо будет иметь только российский паспорт, доверенность (если ТО оформляется не владельцем машины), ПТС и квитанцию об оплате.
Ситников. Да, список сильно укоротился. Более того, упростились сами правила проведения ТО, добавились некоторые процедуры, но норматив с 45 минут снизился до 30. Наверное, это позитивный шаг.
Другое дело, раньше техосмотр по-честному проходили немногие. Сложно представить, что будет, если сейчас все поедут проходить ТО. Существующие семьдесят с небольшим ПТО в Москве просто захлебнутся, потому что в прошлом году на некоторых пунктах техосмотра, если посмотреть документы, проходило 3 машины одновременно на одном месте: они по идее друг на друге стояли.
Бойко. Страшная картина. Но не думаю, что все вдруг решат пройти ТО. Наверняка, довольно большое количество людей по-прежнему будет покупать талоны.
Ситников. Возможно, но я все равно считаю, что позитивные тенденции есть. Не будет больше системы, где кто-то мог установить какой-то процент отказов. Уверен, что к людям теперь будет более лояльное отношение.
Уже сейчас видно, что многие ПТО начали менять подход к бизнесу. Это касается и покупки нового оборудования, и увеличения количества линий, и повышения клиентоориентированности. Таких пунктов пока немного, но они есть. И в условиях нормальной конкуренции их станет еще больше. Так что надеюсь, что в итоге это будет цивилизованный и доходный бизнес, если его не убьют ценами по 300 рублей за техосмотр ради социальной направленности и предвыборного пиара.
Бойко. Я смотрю, ты оптимистично настроен…
Ситников. Конечно, сейчас нам всем сложно, система еще не отлажена. Пункты техосмотра еще в декабре не понимали, что будет происходить, и не хотели с нами разговаривать. Сейчас какая-то ясность уже есть. Но мы осознаем, что организация всей сети - это не день и не месяц, тем более по всей России. Но, надеюсь, мы справимся с этой ситуацией без потерь.
ВКонтакте Facebook