autodmir.ru новости и обзоры все обзорыБесстрашная Берта: 130 лет первого в мире автопробега

Опросы

Пользуетесь ли вы планшетом?

все опросы

 Обзоры

Бесстрашная Берта: 130 лет первого в мире автопробега

 

130 лет назад, в августе 1888 года Берта Бенц, жена изобретателя автомобиля Карла Бенца, не спросив мужа, с двумя сыновьями-подростками отправилась на его «самобеглой» коляске за 104 километра «в гости к матушке». Autodmir.ru вспоминает историю первого в мире автопробега.

Шутки в лучших традициях мужского шовинизма о том, что женщина за рулем подобна представителю отряда приматов с взрывчатым боеприпасом, в Европе не поймут. И дело не только в правах женщин: дело в истории автомобилизации, которая была бы совершенно другой, если бы не одна бесстрашная «обезьяна с гранатой». 

Бесполезная игрушка, нервирующая лошадей

Сто тридцать лет назад изобретение инженера из Мангейма Карла Бенца, в принципе, уже было признано и мировым сообществом, и общественностью. Мировое сообщество ему вручило золотую медаль на Парижской выставке, а общество - повесило ярлык местного неутомимого безумца, который рано или поздно должен был разориться на своих опытах, пустить семью по миру и, в конце концов, погибнуть из-за очередного эксперимента.

Двигатель Benz Patent Motorwagen имел объем 984 куб. см и мощность 0,9 л.с., он давал 400 оборотов в минуту и мог разогнать коляску до 15 километров в час. В общем, это было впечатляющее инженерное решение, ценное тем, что двигатель весил всего 69 килограмм (двигатели «Дойц» в то время были в 10 раз тяжелее). За это Бенц и получил уважение профессионалов, но не более того. 

«Самобеглую коляску» Бенца много лет никто не воспринимал всерьез. В массовом сознании, да и во многом в представлении самого Бенца, это было довольно любопытная техническая штука, малопригодная однако в практической жизни. Сам Карл Бенц считал, что она просто еще не усовершенствована и продолжал проводить все свое время в мастерской, бесконечно стараясь улучшить конструкцию коляски.

Общество же откровенно посмеивалось над изобретением Бенца. Оно явно проигрывало в скорости, в удобстве и красоте конной упряжке. Тем более, что породистые лошади в то время были символом обеспеченности и могли подчеркнуть элитарность владельца.

 «Самобеглая коляска» же была откровенным посмешищем для Бенцев: однажды на  демонстративной поездке Карл не справился с управлением и въехал в стену дома на глазах у публики, которая получила массу удовольствия, наблюдая эту комедию. Одна из первых колясок из-за ненадежности карбюратора попросту взорвалась, когда Карл выкатил ее на улицу. Это посеяло уверенность, что «папаша Бенц когда-нибудь убьётся». Наконец, однажды из-за шума коляски Бенца понесла лошадь мясника. Он потерял товар и потребовал Карла оплатить расходы. 

Все это упрочило веру Карла в то, что его коляска пока лишь прототип для чего-то более практичного в будущем. И что это изобретение не способно составить серьезной конкуренции конной тяге. Он даже намеревался подписать отказ от патентов, чтобы расквитаться с многочисленными долгами, так как постепенно начинал терять веру в полезность своих изысканий.

Представления же о том, что уже на этом автомобиле можно поехать из точки А в точку Б, тогда просто не существовало. Ни в одной светлой голове Германии конца 19 века. Ни в одной, исключая головку очаровательной Берты Бенц, супруги Карла. 

Так не поступают настоящие фройлен 

Сесилия Берта Бенц, урожденная Рингер, дочь довольно обеспеченного плотника из Пфорцхайма, надо сказать, никогда не отличалась покладистостью и благонравностью, которые в те времена признавались главными достоинствами женщин. И, увы, часто признаются до сих пор… 

В 1870 году она должна была выйти замуж за аристократа Вильгельма фон Манштедта, видного, обеспеченного молодого человека. Это была шикарная партия для дочери плотника. В день их торжественной помолвки среди гостей оказался изобретатель Карл Бенц, который страстно рассказывал отцу Вильгельма о своей идее самодвижущейся коляски без лошадей. Бенц пытался увлечь своими идеями фон Манштедта, чтобы тот стал его инвестором. В результате он увлек Берту.

Берта расторгла помолвку, отказавшись от сладкой жизни жены аристократа и приставки «фон» к фамилии. Еще до свадьбы фирма Карла оказалась на грани банкротства и Берта попросила отца занять им необходимую сумму. Все свое, не слишком большое, впрочем, приданое, она также потратила на изобретение Бенца. 20 июля 1872 года они поженились. В лице Берты он обрел поддержку и любовь всей своей жизни. В браке родилось пятеро детей (двое сыновей и три дочери).

Проведать матушку

Доподлинно неизвестно, что именно подтолкнуло Берту Бенц на поездку в самоходной коляске мужа. Может быть, просто заел быт: они жили очень скромно, если не сказать - бедно, а муж почти все время проводил в мастерской. Консервативное общество Германии не принимало его изобретений и казалось, что перспектив никаких, но…

5 августа 1888 года, ранним утром Берта с сыновьями, 13-летним Ойгеном и 15-летним Рихардом, выкатили коляску на дорогу, не заводя двигатель, чтобы не будить Карла и всю округу заодно, и  отправились за 104 километра в Пфорцхайм.

А ведь дороги в то время предназначались только для гужевого транспорта, и на самоходной коляске никто до этого момента не ездил дальше 300-500 развлекательно-испытательных метров.

 Но Берта рассчитала, что это обойдется дешевле, чем нанимать лошадей, и они успеют доехать за день, не останавливаясь по дороге на ночлег. Спрашивать разрешения у мужа, она, конечно же, не стала, потому что знала, что он назовет это безумием и никуда ехать не позволит. Когда Карл проснулся, он нашел записку  «Не волнуйся, мы у мамы».

Никто не круче Берты

По дороге путешественникам приходилось время от времени толкать автомобиль - у него еще не было коробки передач и подъемы на нем было просто так не одолеть. Кроме того, единственное переднее колесо часто врезалось в землю, разбитую копытами лошадей.

Машина несколько раз сломалась, но это не испугало Берту. Забился топливопровод - она сама почистила его шпилькой для волос. Сгорел изолятор проводки - она заменила его собственной чулочной подвязкой. Наконец, когда вышел из строя тормоз, они смогли доехать до шорника и он сделал его из кожи. Бензин они купили в одной из аптек по дороге - тогда он применялся в качестве пятновыводителя. Весь путь до Пфорцхайма занял у них около 12 часов, таким образом, средняя скорость автомобиля на первом автопробеге в мире была порядка 9 километров в час. Примерно с той же скоростью ехала бы повозка с лошадьми, но дорога обошлась бы во много раз дороже. 

Погостив у матушки Берты пять дней, они отправились в обратную дорогу по несколько более короткому пути - 90 км. В итоге общее расстояние, преодоленное Бертой и ее сыновьями в самоходной коляске, оказалось равно 194 километрам. Позднее Карл Бенц не раз признавался, что сам бы никогда не решился на подобное.

Путешествие одинокой бесстрашной дамы с двумя сыновьями-подростками на самодвижущейся коляске произвело грандиозный фурор. О нем писали газеты, и женщины всей Германии стали рассуждать, что изобретение Бенца, пожалуй, не столь бесполезно, как кажется на первый взгляд.

После этой поездки Карл усовершенствовал свой автомобиль, добавив к нему специальную «горную» передачу. В течение четырех лет у него купили уже семь десятков самоходных колясок. А к 1900 году фирма Бенц стала ключевым игроком рынка автопрома, выпустив уже свыше 600 автомобилей.

Сегодня дорога, по которой путешествовала Берта, считается одной из ключевых достопримечательностей Германии. А Берта Бенц остается навсегда первым и непревзойденным по своей смелости водителем в мировой истории. 

25.08.2018

ВКонтакте Facebook
Загрузка...

Вам будет Интересно

Все обзоры