autodmir.ru новости и обзоры все обзоры«Инвалидка»: история, техническое устройство и особенности самого ностальгичного автомобиля эпохи

Опросы

Пользуетесь ли вы планшетом?

все опросы

 Обзоры

«Инвалидка»: история, техническое устройство и особенности самого ностальгичного автомобиля эпохи

 

Топорно скроенная, но забавная мотоколяска С3Д – в народе «инвалидка» – для многих такая же примета советской действительности, как стеклянная бутылка кефира и пионерский галстук. Владелец жил, наверное, в каждом доме – в шесть утра он заводил мотор, и невозмутимо скрывался за поворотом. Шумную и неторопливую «инвалидку» многие недолюбливали, но мало кто задумывался о том, какое это чудо техники – управлять ею мог даже человек без руки и ноги. Вот немного истории и несколько интересных фактов.

История и предшественники

Великая Отечественная война оставила разруху не только в городах и экономике. Тысячи мужчин стали инвалидами и учились жить заново. В первое время в СССР не было даже инвалидных колясок – люди, потерявшие ноги, ездили на четырёхугольном ящике с колёсиками. Потом появились трицикл «Киевлянин» и 3-колёсная мотоколяска С-1л, но пользы от них было мало – нужна была идеально ровная дорога. 

Первую классическую 4-колёсную «инвалидку» С3А с закрытым кузовом создали на Серпуховском мотозаводе в 1958 году. Её выпускали долго – до 1970 года. 

С3А стала героем анекдотов, а Леонид Гайдай даже снял ее в фильме «Операция “Ы”». На «инвалидке» передвигался пышущий здоровьем герой Моргунова – это был тонкий стёб над бездельниками, выбивавшими себе инвалидность, чтобы не работать.

На смену С3А пришла модель-долгожитель СМ3-С3Д - она не сходила с конвейера с 1970 по 1997 год. Именно её вспоминают с ностальгией те, кто грустит по СССР. 

Факт №1

«Инвалидка» могла стать полноценным автомобилем

В 1958 году на Горьковском заводе разработали экспериментальный автомобиль для инвалидов, которому позавидовали бы любой здоровый автовладелец. У опытной модели ГАЗ-18 была автоматическая коробка передач с гидротрансформатором (как на представительском ЗИМе и 21-ых «Волгах») и двухцилиндровый двигатель объёмом 0,5 литра. В производство автомобиль так и не запустили. На заводе ГАЗ не хватило мощностей, на Серпуховском мотозаводе – технических возможностей. 

Факт №2

«Инвалидка» – социальное явление

Модель СМ3-С3Д распространялась через органы соцобеспечения. Ветеранам Великой Отечественной войны и труженикам тыла её выдавали бесплатно. Инвалиды третьей группы могли купить за 20% от стоимости, простояв в очереди 5-7 лет. Мотоколяску давали на 5 лет с бесплатным капремонтом через 2,5 года. Затем её сдавали в утиль - государство давало новую. Серпуховская мотоколяска была полноценным личным транспортом - это именно то, в чём нуждались инвалиды.

Факт №3

На «инвалидку» нужны были специальные права

СМ3-С3Д выглядела как автомобиль, но выдавали на неё жёлтые мотоциклетные номера. Если до травмы или заболевания владелец управлял автомобилем, но состояние здоровья больше этого делать не позволяло, в правах вычёркивали все категории и ставили отметку “мотоколяска”. Если удостоверения не было, инвалиды заканчивали курсы, но документ давал им право управлять только «инвалидкой».

Факт №4

Машина не была технически отсталой

Реечное рулевое управление, гидравлические тормоза с ручным приводом, торсионная задняя подвеска на продольных рычагах, салон с бензиновым отоплением - всё это делало мотоколяску прогрессивной для своего времени. Инвалидка была оборудована автономным бензиновым отоплением, даже был дополнительный бензобак.

Вместо традиционного заднего хода у неё был реверс - переключатель, вращающий цепь в обратном направлении, поэтому “инвалидка” - могла ехать назад на всех четырёх скоростях.

Подвеска была очень мягкой – похожей на ту, которую разработал Фердинанд Порше для автомобиля «Жук». 

Факт №5

«Инвалидка» доставляла владельцу много хлопот

Двухтактный двигатель С3Д грохотал так, что закладывало уши, в салон попадали выхлопные газы, а зимой бензонасос становился для водителей источником головной боли. В морозы конденсат внутри насоса замерзал, и движок «умирал», сводя на нет плюсы холодного пуска двигателя с воздушным охлаждением.

Длина мотоколяски составляла всего лишь 2,6 метра, вес – больше 500 кг. Поэтому, не смотря на мощный мотор (18 л.с.), «инвалидка» не разгонялась до заявленных производителем 70 км/ч. Потолком для неё была скорость 40 км/ч – слишком медленно даже для того времени. 

24.01.2018

ВКонтакте Facebook

Вам будет Интересно

Все обзоры