autodmir.ru новости и обзоры все обзорыЛегковые автомобили нелегкой Второй мировой

Опросы

Пользуетесь ли вы планшетом?

все опросы

 Обзоры

Легковые автомобили нелегкой Второй мировой

 

Вторая мировая война оказалась самой страшной за всю историю человечества. В смертельную схватку вступили не только люди, но и машины. Для фронта странам-участницам пришлось мобилизовать все, что использовалось в народном хозяйстве. И у легковых автомобилей была далеко не последняя роль на полях сражений.


«Эмка» для фронта
К началу Великой Отечественной войны в СССР не было налажено производство специальных военных легковых автомобилей, поэтому их функцию на себя пришлось взять ГАЗ-М1. Это была модифицированная модель ГАЗ-А, прототипом которой послужил в свое время американский «Форд-А».
С началом войны значительная часть легковых машин отправилась на фронт. «Эмка» была неплохим штабным автомобилем и производилась до 1943, но армии требовались также специальные машины для военных операций. И поначалу в Союз они поступали из-за океана.

 

Первые джипы
В 1940 году армия США организовала конкурс на легкий разведывательный внедорожник. Победу в тендере одержала фирма Willys-Overland Motors, представив автомобиль Willys MА. Полномасштабное производство «виллисов» Штаты наладили после вступления во Вторую мировую. В 1942 году видоизмененную модель — Willys MВ — начала выпускать компания «Форд» под названием  Ford GPW. Созвучие «Джи-Пи» и дало название легковым внедорожникам — джип.
Тогда же, в 1942-м, «виллисы» начали поступать в Советский Союз по программе ленд-лиза. Автомобиль использовали и как разведовательную машину, и как тягач для легких орудий. Были и специальные «виллисы» для медиков — с установленными носилками, с железнодорожными колесами — для передвижения по рельсам, и даже машины-амфибии — для передвижения по воде.


Всего за годы Великой Отечественной войны СССР получил порядка 52 тысяч «виллисов». Неприхотливый полноприводный автомобиль по праву пользовался любовью советских солдат. «Виллис» разгонялся до 104 км в час, не боялся бездорожья, а открытый кузов давал шанс экипажу остаться в живых в случае налета на мину.

 

Советские «виллисы»

В начале 1941 года правительство СССР, глядя на достижения американского военного автопрома, поручило предприятиям ГАЗ и НАТИ разработать свои внедорожники для армии. Спустя всего два месяца (точнее 51 день!) прошли испытания новых автомобилей — ГАЗ-64 и НАТИ-АР. Первый показал лучшие результаты.
Благодаря тому, что многие узлы этого автомобиля уже стояли на выпускаемых Горьковским автозаводом моделях, серийное производство началось незамедлительно. В августе 1941-го с конвейера сошли первые советские внедорожники, позже прозванные в народе «Иван-виллисами» или просто «козликами».


И пусть советский автомобиль уступал по своим характеристикам американскому, но по ровной дороге ГАЗ-64 мог разгоняться до 90 км в час и до 25 км в час — по бездорожью.  Это было не по силам ни одному другому советскому автомобилю!


В 1943 году модель модернизировали до ГАЗ-67 — с более широкой колеей, более мощным двигателем и усиленной подвеской.

 

«Жестяные автомобили»
У немцев легковые военные автомобили получили прозвище «кюбельваген» (Kübelwagen  переводится как «жестяной автомобиль). В 1930-е в подразделения Вермахта и СС легковые автомобили поставляли более 30 фирм! Но с середины войны началась относительная унификация машин. У педантичных немцев было четкое разделение машин для офицеров разных рангов. Так, машина размерами с советскую «эмку» полагалась майору и совсем не подходила полковнику, которому по статусу были исключительно большие и комфортные автомобили.
И хотя «кюбельвагеном» в Германии называли любой открытый армейский автомобиль, чаще всего это были машины производства фирмы Фольксваген.
Самая популярная модель — KdF-Wagen (KdF, сокращенно от немецкого «Kraft durch Freude» – «сила через радость»). Прототип этой машины создал еще в 1936 году сам Фердинанд Порше.  Это было еще до создания легендарного «Фольксваген Битл», ставшего легендой немецкого автопрома уже после Второй Мировой войны.


У немецких «жестяных автомобилей» конструкция была намного проще, чем у американских «виллисов». По современной классификации это даже скорее заднеприводная мотоколяска с маломощным двигателем и жестяным кузовом. Однако производство «кюбельвагенов» было дешево, автомобиль просто ремонтировался и неплохо передвигался по военным дорогам.
За пять военных лет «Фольксваген» выпустил более 50 тысяч «кюбельвагенов» всех модификаций и для всех родов войск немецкой армии.

06.05.2017

ВКонтакте Facebook

Вам будет Интересно

Все обзоры