С 2012 года ГТО (государственный технический осмотр) могут проводить не только в пунктах ГИБДД, но и в любых других, аккредитованных в Российском Союзе Автостраховщиков. Это нововведение, однако, не сильно повлияло на общественное мнение. По результатам
опроса на нашем сайте, только 23,46% автовладельцев были готовы проходить техосмотр своими силами. Все остальные фактически собирались воспользоваться либо деньгами, либо связями. Мы попытались выяснить, так ли сложно получить заветный талон.
"Дим, а сделаете и мне техосмотр?" - пытала я мальчика. "А сама пройдешь?" - партизаны не сдавались. Сама пройти я бы не смогла, за два дня до этого перегорел один из "стопов". "Ладно, на месте договорюсь", - с мрачной решимостью подумала я.
"Все просят", - жаловались мне ребята в дилерском центре "Рольф Химки", где недавно был организован пункт прохождения техосмотра. – "А у нас все по-честному. Даже генеральный когда ТО проходил, мы его заворачивали за тонировку". Мне, кстати, довелось понаблюдать за одним таким "самоуверенным". "Представляешь, 5 тысяч предлагал!" - это повод для шуток с коллегами за обедом. Договориться на месте действительно не получится. И дело даже не в камерах, которые следят за каждым движением ребят в пункте прохождения техосмотра. Это позиция: если а/м не прошел ТО, значит не исправен, а значит на дороге не нужен. Но так ли сложно пройти техосмотр своими силами? Это-то мы и попытались выяснить.
Теперь не надо стоять часами в очередях, достаточно записаться заранее по телефону. Вежливые менеджеры напомнят о записи заранее, а если вы проспите или не сможете приехать, никто ругаться не будет – работы всегда хватит. Впрочем, можно рискнуть и заехать "по дороге" - возможно, найдется окно в расписании.
Наверное, единственное, о чем стоит напомнить – пакет необходимых документов. Для прохождения техосмотра надо взять с собой гражданский паспорт и ПТС. Если машина оформлена на другого человека, добавьте к этому доверенность. Ну, и квитанция об оплате госпошлины. Почему я на этом останавливаюсь? Буквально несколько дней назад я выслушивала удивленные восклицания своего друга, который, по его же словам, не прошел ТО: "Нет, ну кто мог представить, что им нужен еще и паспорт?!" Квитанцию оплачивают на месте, а специалист "подшивает" ее к остальным бумагам.
С момента заезда в ворота можно включать секундомер. Временной лимит на проведение техосмотра одного легкового автомобиля – 30 минут. Но если мастер работает не первый день, то выйдет даже быстрее.
Первое, на что обращают внимание, – дымность. В этом вопросе проще с дизельными автомобилями, замерять дымность у которых особо не имеет смысла. Если явно не коптит, то, скорее всего, в нормы укладывается. Плюс-минус некоторые отклонения по показателям – это, скорее всего, качество солярки.
Не сходя с места замеряем
шум двигателя. Специальный прибор определяет количество децибел в полуметре от выхлопной трубы на постоянном газу. По нормам показатель не должен превышать 78 единиц. "Мы проверяли: если громко говоришь рядом или в цеху идет глобальная работа – показатели уже зашкаливают". Так что никто в крайности не впадает, за небольшие отклонения от нормы нервы мотать не будут, но и обладатели
Subaru с "прямотоком" ТО не пройдут.
На тормозном стенде все замеры происходят автоматически и сразу передаются в систему, которая позже сформирует отчет. А вот дальше – интересней. "Основное внимание в новом регламенте уделено рулевому управлению – чтобы не было никаких люфтов, рулевых тяг, трещин, чтобы болты-шпильки-гайки были на месте и закреплены так, как предусмотрено заводом-изготовителем. При этом амортизаторы не осматриваются, хоть это намного важнее", - объясняет мне мой "преподаватель", пока я ползаю с фонариком под днищем очередного автомобиля. В темноте оба замечаем что-то не то. Слышу вздох за своим плечом. Через секунду уже приходится уступить свое место мастеру – по доброй воле он поправляет пыльник рулевой тяги у проходящего техосмотр автомобиля. Аккуратно интересуюсь, часто ли происходят такие проявления человечности. Оказывается, что случается такое регулярно. "Иногда можем просто по-человечески что-то посоветовать поменять, даже если деталь не влияет на получение талончика. Есть те, кто отмахиваются, а есть те, кто ремонтируются".
Особенно здорово услышать следующую часть лекции в тот момент, когда стоишь под автомобилем: "Не допускается каплепадание жидкостей более 20 капель в минуту". Инстинктивно прикрываю рукой волосы, но потом до меня доходит абсурдность этого требования в регламенте. "А если будет 19 капель? – 19 - пожалуйста, а 20 – до свидания!"
А мы, меж тем, продолжаем: "Не допускается наличие коррозии, грозящей потерей герметичности". Тут же начинаю задавать уточняющие вопросы, но мой пыл быстро остужают: "Какая это коррозия – никто не знает".
Наконец вылезаем из-под автомобиля, а то призрак каплепада до сих пор витает где-то рядом. Приступаем к осмотру шин. Износ должен быть равномерным, не должно быть вздутий и порезов, на одной оси должны быть одинаковые покрышки. Кстати, один автомобиль ТО в тот день все-таки не прошел именно по резине.
Опускаем машину, подкатываем к ней прибор по замеру силы света фар в разных направлениях. "Темная зона – 34 градуса вверх, светлая – 52 градуса вниз… Кто и чем руководствуется, разрабатывая эти регламенты, я не знаю", - опять из-за плеча комментарий, пока я всматриваюсь в прямую, выше которой не должен быть направлен поток света фар.
Стекла. Если автомобиль с тонировкой, до этого этапа он просто не дойдет, развернут еще у ворот. Заводская тонировка (зеленые стекла) проходит по нормативам тютелька-в-тютельку. Лобовое стекло должно быть без трещин в районе зоны водителя, при этом про сколы ничего не сказано. Ничего не должно мешать обзору. Так что на время прохождения техосмотра все регистраторы, антирадары и прочие приборы стоит снять.
Последние проверки: ремни (без видимых следов надрыва, исправно срабатывают), сидение водителя (должно фиксироваться во всех положениях), световые приборы ("все, что есть, должно светиться"), частота работы поворотников и многие другие мелочи. Все это занимает несколько минут.
Финальный аккорд –
огнетушитель, аптечка и знак аварийной остановки. "Девушка, а как же у вас все это лежит в фирменной сумке Peugeot?" - смеясь одними глазами спрашиваем владелицу
Mitsubishi. "Ой, это муж перекладывал…" - долго путается в показаниях барышня. "Глупая она. А если что-то случится?" - вопрос мастер задает про себя и для себя, но техосмотр девушка проходит.
На первый взгляд сложная процедура на деле оказывается довольно простым мероприятием. Однако автомобилисты все еще по привычке спрашивают друг друга: "У тебя нет никого, чтобы сделать техосмотр?" Темное прошлое с его непрерывными очередями и абсурдными причинами о непрохождении ТО давит на нас и не вызывает желания связываться с этим вновь. Наш совет – пересмотрите свое мнение на этот счет. Ведь наконец-то прохождение ГТО стало напоминать цивилизованный сервис, воспользоваться которым может каждый.
14.06.2012